понедельник, 29 апреля 2013 г.

Ремонт ЦПГ двигателя 157QMJ (аналог GY-6)

Прошлый мотосезон я откатал замечательно, хоть и не очень много, но интересно. А под закрытие -  нежданчик, во время поездки двигатель перестал держать холостые, а потом вообще не заводился, домой дотянул с трудом. Как это обычно бывает, одна проблема тянет за собой другую, третью и т.д.
Началось все с ни разу не заменявшегося воздушного фильтра,  из-за которого возникли подозрения на засор карбюратора, хотя проблемы, как позже выяснилось, были совсем не в этом. Долгий и тернистый путь диагностики неисправности привел к необходимости посмотреть состояние цилиндро-поршневой группы. Для человека никогда не имевшего дела с авто-мототехникой, все это казалось сложно и даже немного страшно :)
Вскрытие выявило сразу две проблемы.
Первая - залегшее маслосъемное кольцо. Менять комплект колец - выход очевиден.
Вторая - деформирована постель клапанов.
Вид сверху - почти все нормально.
Вид сбоку уже не так радует.
Полчаса работы ножовкой, постель распадается на три части и оси коромысел наконец то освобождены.
Переставляем коромысла на новую постель, обильно сдабриваем моторным маслом и все, можно собирать.

Голова снята, поршень в ВМТ:

Установленая голова с новой постелью клапанов:
Итак, двигатель собран, установлен на раму, попутно заменены катушка зажигания (вызывала подозрения), реле стартера, сам стартер был снят, почищен и смазан. Пробный запуск - двигатель работает, но плохо, холостые гуляют, есть провалы. После плясок с бубном выяснены причины такого безобразия - испортившийся за зиму бензин и плохая свеча. Уже почти все хорошо, но из трубы валит белый дым на любых оборотах. Документация на двигатель и капитан Очевидность ненавязчиво подсказывают, что это верный признак попадания масла в камеру сгорания. Догадка подкрепляется черным масляным нагаром на свече, при том что проработала она 10 минут от состояния новой. Прокладка под головкой цилиндра стоит новая, значит остаются только сальники клапанов. Обидно, досадно, но все равно менять надо, далеко так не уедешь. Снимаем двигатель,  разбираем, пытаемся придавить пальцами пружины клапанов, чухаем репу и думаем, как же их рассухарить-то, а потом еще и засухарить все назад? Специальный инструмент для этого воистину увлекательного занятия стоит дороже чем новая голова в сборе, а нужен он один-два раза за всю короткую и несчастливую жизнь китайского скутера. Ладно, попробуем соорудить самостоятельно из подручного хлама.
Полчаса поисков дали неплохой набор исходников: латунная трубка от старой люстры, трубка от сломаного смесителя, пара уголков, 6-миллиметровая доска, шурупы и винты.


Потягивая пиво и радуясь теплой апрельской погоде, пилим, сверлим, гнем металл. Самое нудное - сделать прямоугольное отверстие в трубе, через которое будем извлекать сухари. Верхнюю часть трубы режем вдоль и разворачиваем края до получения двух квадратных ушей. Через полчаса имеем готовый набор.
Ну и наконец импровизированый рассухариватель в готовом виде. Топорно, некрасиво, но функционально пригодно, красоту никто не обещал :)

Выдаем помощнику целевые указания и пиво, берем пинцет и приступаем.

Довольно быстро, почти без матов и совсем без перекуров рассухариваем выпускной клапан, воодушевленные успехом процедуры переходим к впускному, но не тут то было. Шток клапана прикипел к сухарям и решительно отказывался рассухариваться. Ничего, на каждый хитрый китайский клапан найдется сильный славянский инженер с молотком. Надставляем трубку из остатков после изготовления прибора, короткий калиброваный удар молотком и сухари весело разлетаются на тряпочку ровным слоем. С отвращением выкидываем старые сальники, ставим новые.
Мимоходом проверяем поверхность соприкосновения клапанов с головой, чистим бензином, убеждаемся что притирка не требуется, собираем все назад. Установка сухарей на свои законные места, надо отметить, занятие не для слабонервных, точнее для сильных (тот, кто держит зажатой пружину) и терпеливых (тот, кто непосредственно ставит на место сухари).

Собираем двигатель и инструменты, достаем из холодильника пиво и наслаждаемся дивным апрельским вечером. Отдыхать тоже надо, камрады!

2 комментария:

Grom комментирует...

Красава - прикольна приспособа, мій варіант не такий акуратний. Хай не ламається і не плюється маслом!
Grom і Юля (Чернігівські мотогульки)

roker комментирует...

Спасибо :)
Надеюсь увидимся в следующем сезоне!