четверг, 20 мая 2010 г.

Ремонт байдарки Нептун

Туристы, как известно, люди любознательные и одним видом активного отдыха обычно не ограничиваются. Пешеходники, водники, альпинисты, спелеологи, велосипедисты нет нет, да и сходят с коллегами "другой специализации" в их поход. Вот и меня, заставив оторвать взгляд от гор, соблазнили на водный туризм. Тут же встал вопрос по поводу байдарки. В прокате брать дорого да и лодки там, как правило, сильно "уставшие". Возможность напроситься к кому то на борт пассажиром есть не всегда. И вообще, своя рубашка ближе к телу. В итоге купил байдарку довольно редкую в наших краях и, по описаниям в Интернете, с характеристиками, значительно превосходящими распространенные Таймени и Салюты. Каркасно-надувной "Нептун" в свое время был скопирован поляками с немецкой RZ-85. Несмотря на почтенный возраст, состояние судна было хорошим. Шкура не затертая, латок мало, ПВХшная дека - единственное слабое место из-за плохого качества ткани (чем вообще думал производитель?) чувствовала себя уверенно. Деревянный каркас тоже сохранился неплохо. Но любая байдарка требует профилактики и мелкого ремонта, поэтому перебрать каркас и сделать пробный спуск на воду было необходимо.
Осмотр выявил сломанное крепление шпангоута к кильсону, некоторые крепления держались плохо из-за разбитых отверстий под шурупы. Отсутствовала соединительная муфта на стрингере, не было кормового мидельвейса, люверсы на отверстиях крепления шкуры к задней планке кокпита пребывали в плачевном состоянии, пластина соединительного замка спаренных стрингеров вызывала легкие подозрения, но об этом позже.
Самой серьезной проблемой было крепление шпангоута - дюралевая пластина сложной формы. Сделать такую же можно было бы только на станке. Заказывать было некогда, да и копировать оригинальную форму совсем не обязательно, можно изготовить функционально идентичную запчасть. Откопав в залежах хлама подходящий П-образный профиль из стали, с помощью молотка, ножовки и известной матери нужная железяка была сделана. По старинному русскому обычаю достигнутый результат был закреплен напильником. Чтобы обеспечить подъем пластины над планкой кильсона, в профиль был заложен кусочек букового бруска. Шпангоут стал на новое крепление замечательно. Шатающиеся крепления пришлось демонтировать, отверстия для шурупов залить клеем и забить спичку.





С соединительной муфтой стрингеров все оказалось не так радужно, но делать что то надо было и я, запасшись терпением и пивом, полез в дебри сарая искать подходящую трубку. Полдня поисков дали в результате набор трубок из которого только одна с большим трудом подходила. Внутренний диаметр ее был значительно больше диаметра латунных оконцевателей стрингера, зато длина позволяла соединить их относительно ровно. Край трубки выходил далеко за границы оконцевателей и стрингер, работая на изгиб, царапался. Для первого похода пойдет, но дальше надо будет подумать.
Недостающий мидельвейс пришлось сделать из соснового бруска и алюминиевой пластины. Прочность такой конструкции вызывала опасения, но испытания показали обратное. Для походов на веслах мидельвейс вполне пригоден, а для хождения под парусом придется делать из дуба, поскольку тяговое усилие будет приходится именно на него.


Исследование поддувов выявило 15-сантиметровый разрыв и несколько малозаметных повреждений, которые все таки довольно быстро пропускали воздух. Второй был полностью работоспособным.


Для полного счастья все элементы каркаса тщательно помыл и высушил, маркером подновил указатели и номера в местах креплений. Пора спускать на воду. При натяжке шкуры опасения по поводу замка на стрингерах оправдались. Он сломался. Огласив поляну нецензурными воплями, пришлось перевязать «больное» место веревкой. На спуск я был настроен решительно.


При посадке сразу чувствовалась разница в остойчивости по сравнению с более широкими Тайменью и Салютом. Зато узкие обводы и длинный нос обеспечивали легкий ход и хорошую стабильность курса. Байдарка порхала на воде. Маневренность судна также была на высоте.


Запланированная покраска каркаса лаком была отложена, в суете подготовки к выходу на водохранилище на это не осталось времени. Важнее было отремонтировать замок на стрингерах. Искать повреждения во втором поддуве тоже было некогда. К походу байдарка была в полной боевой готовности, экипаж бодр и весел, а на растяжке гордо реял флаг :)



4 комментария:

Unknown комментирует...

А где же пьяные (от счастья и свежего воздуха) лица туристов? )))

Анонимный комментирует...

Он шел далеко впереди, так что пьяные лица остались где-то под Волчанском...
))))))

Unknown комментирует...

Вам повезло с лодкой. Нептун не копия RZ, а копия другой немецкой лодки klepper. Берегите их мало.
Кстати вам она досталась со штатным парусным вооружением?

roker комментирует...

Да, парусное вооружение в комплекте было, правда я еще не пробовал его ставить. Байдаркой очень доволен.